Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Что делает девочка в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

В 10 месяцев ребенок продолжает активно развиваться, в целом в возрасте до 1 года изменения видны чуть ли не каждый день. Строгих норм, конечно, быть не может – каждый малыш индивидуален (это видно на любом видео, на котором заснята хотя бы небольшая детская группа), но все же есть примерные параметры, и на них стоит ориентироваться заботливым родителям.

Физическое развитие

Поскольку все рождаются с разным ростом, весом и другими физическими показателями, норма не может быть четко определенной. Также имеет значение наследственность и качество прикорма, а мальчики физически обычно опережают девочек. Таблица, приведенная ниже, показывает соотношение данных физического развития ребенка в 10 месяцев.

Остальные параметры можно перечислить и без таблицы. В 10 месяцев у ребенка уже есть несколько зубов: сначала появляются передние – по 2 вверху и внизу, а затем 2 боковых верхних резца. За месяц малыш подрастает в среднем на 1-1,5 см, а в весе прибавляет примерно 400-500 г, хотя очень активным удается набрать чуть меньше - около 300 г. Данные таблицы не являются строго определенными и если какие-либо показатели имеют небольшое расхождение с указанными цифрами, это не должно вызывать сильное беспокойство, даже если у малыша недобор веса или небольшой рост.


В 10 месяцев малыш обычно может похвастаться несколькими зубами, хотя срок их появления и темпы роста тоже зависят от индивидуальных особенностей ребенка

Приобретенные навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда 10 месяцев ребенок уже достиг, он накопил определенный набор умений и навыков, активно продолжает учиться новому (рекомендуем прочитать: ). Он начинает проявлять стремление к самостоятельному познанию мира, а также все с большим удовольствием общается с новыми людьми, в том числе и с другими детишками.

Какие действия на 10 месяце жизни малыш уже совершает уверенно или же постигает с явными успехами:

  1. Кушает при помощи ложки и пьет из кружечки.
  2. Самостоятельное сидение без опоры – пройденный этап, который он прошел в полгода. Теперь малыш уже хорошо ползает и начинает осваивать ходьбу. Первые шаги он делает, держась за какую-либо опору.
  3. Хватается за протянутые к нему руки и самостоятельно встает.
  4. Вполне справляется с мягкой пищей – передними зубками откусывает небольшие кусочки и пережевывает их.
  5. Во время игры совершает несложные действия – катает машинку, собирает пирамидку, перекладывает предметы.
  6. Осваивает пинцетный захват, т.е. старается брать предметы двумя пальцами – указательным и большим.
  7. Умеет взбираться на невысокую поверхность (диван, кровать)и слезать с нее без посторонней помощи.

Есть дети, чье развитие идет более или менее интенсивно. Это не отклонения, а просто индивидуальные особенности. В таком случае имеет смысл проконсультироваться с педиатром, чтобы развеять свои опасения.

Психоэмоциональное развитие

В таком возрасте у малыша уже довольно хорошо заметны определенные черты характера. Психическое развитие детей проявляется во взаимодействии с другими людьми, в обращении с различными предметами, в том, какие занятия они для себя выбирают. Родителям нужно быть внимательными к личности как мальчика, так и девочки.


Малыши в этом возрасте очень разборчивы, с удовольствием контактируют с другими детьми

Речь

Ребенок в 10 месяцев постоянно лепечет. И хотя пока его речь непонятна взрослым, иногда он уже начинает осознанно выговаривать простые знакомые слова («мама», «баба», «ляля»). Эти попытки нужно поощрять и всячески способствовать развитию речи у ребенка:

  1. Пополнять пассивный словарный запас, т.е. проговаривать названия всех окружающих предметов.
  2. Формировать активный словарный запас, побуждая малыша повторять новые слова и звуки, которые он еще не произносит.
  3. Постоянно обращать внимание ребенка на окружающие явления природы.
  4. Называя предметы и явления, использовать односложные простые предложения, которые легче запоминаются.

Очень важно при этом не сюсюкать, а четко выговаривать все звуки и слова, чтобы ребенок слышал правильное произношение. От этого во многом зависит, какой будет речь вашего крохи.

Игры и действия с предметами

Достигнув 10 месяца жизни, ребенок осваивает занятия, которые отличаются целенаправленностью и осознанностью. Он уже не просто так хватает и бросает предметы. Раньше он только вытаскивал игрушки из коробки, а теперь старается сложить их обратно. Если дать ему набор кубиков, он увлеченно начнет составлять их один на другой и строить башенки.

Крошка пробует и более сложные действия - например, он не только усадит куклу в машинку, но попытается покатать ее. Если поощрять малыша похвалой за каждое достижение, это будет вдохновлять его на новые открытия.

Формирование личности

В 10 месяцев у ребенка настолько явными становятся особенности характера, что они уже заметны не только внимательной маме, но и другим окружающим. Особенно часто дети любят проявлять упрямство, при этом запреты они совершенно игнорируют.

С 10 и до 11 месяцев для ребенка это нормально - в таком возрасте воспитывать малыша практически бесполезно. Лучше проявлять наблюдательность, тем не менее, давая понять, что хорошо, а что плохо. Пройдет какое-то время, и кроха начнет реагировать на советы и замечания.

Контакты и социальное развитие

Детям всегда важно быть в центре внимания, но теперь они уже стремятся к общению и взаимодействию, для них важно построить диалог и добиться понимания.

Не менее интересным становится для малыша самому находить себе занятия. Этот интерес нужно поддерживать и поощрять, так как дети, не приученные к самостоятельности, будут капризными и эгоистичными.

Память

В 10 месяцев у ребенка прекрасная память. Он хорошо запоминает названия предметов и явлений, знает и может показать всех членов семьи, а также подает игрушки, которые у него попросят. Малыш знает простые игры, которым его учили («ладушки», «сорока-белобока»), быстро запоминает содержание книжек, которые ему постоянно читают, может показывать определенные картинки, когда мама их называет.

Итоговая таблица

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Малыш способен недолго стоять самостоятельно - без опоры и поддержки. Активно ползает. Держась за руку взрослого может передвигаться чередующимся или приставным шагом.
Действия с предметами Играет с другим ребенком, выполняет действия по указанию взрослого. Теперь малыш оперирует предметами и игрушками по-разному (если раньше он все тянул в рот, махал каждой игрушкой, то теперь он не обязательно это делает). Учится выполнять сложные действия: берет мяч из рук другого, отдает его; открывает и закрывает коробки; умеет прятать игрушки; снимает кольца со стержня; вынимает втулки с отверстий и др.
Понимание речи Дает предметы и игрушки взрослому по просьбе «Дай» - находит их среди многих и выбирает (взрослый при этом на предмет не указывает). Реагирует на вопрос «Где…?» независимо от месторасположения предмета/игрушки.
Самостоятельная речь В речи появляются новые слоги - их он повторяет за взрослым. Автономная речь (понятная только близким) становится более разнообразной.
Интеллект Деятельность ребенка становится более произвольной и целенаправленной.

Питание

В 10 месяцев ребенок тратит много сил, постоянно находясь в движении, поэтому для восполнения растраченной энергии, а также для гармоничного развития, питание малыша должно быть полноценным, сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и микроэлементов. Известный педиатр Евгений Комаровский советует особое внимание уделять костно-мышечной системе, поскольку ребенок много двигается.

К 10 месяцам рацион ребенка состоит в основном из супов, каш, творожков и фруктов. Обязательно нужно учитывать индивидуальную склонность к аллергии. Сколько должен есть карапуз в этом возрасте? Кушать малышу нужно минимум 4 раза в день, суточная норма потребляемой пищи должна быть около 1 л (грудное молоко в этом объеме не учитывается).


Основная часть рациона малыша в 10 месяцев все еще состоит из кашеобразных и жидких блюд, однако в него можно включить также вареные овощи, мясные продукты
  • Завтрак

Распространено мнение, что именно в первой половине дня (примерно с 10 до 12 часов) человек должен получать максимальное количество калорий, поэтому первый прием пищи малыша должен быть особенно питательным и насыщенным полезными веществами. Обычно это гречневая, рисовая или геркулесовая каша на молоке, также полезно добавить творожок и фруктовое пюре.

  • Обед

Состоять он должен из первого, второго и третьего. На первое обязателен суп – овощной или на легком бульоне, на второе – котлетки, тефтельки или фрикадельки, приготовленные на пару. Такую мягкую пищу 10-месячный малыш уже вполне может пережевать, имея несколько зубов, поэтому от мясного пюре смело стоит отказываться. Рыбу также можно готовить на пару, в виде котлет, отваривать или запекать в духовке. На третье – сок или компот из сухофруктов.

  • Ужин

Пюре из овощей или фруктов либо нежирный кефир больше всего подходят для ужина. Не нужно перегружать пищеварение малыша слишком насыщенной и плотной пищей перед сном - лучше, когда ужин простой, легкий и быстро усваивается. Нужно учитывать также и то, что в детском рационе еще присутствует грудное молоко.

  • Перекусы

Помимо основных приемов пищи малышу на 10 месяце в течение дня нужно давать что-нибудь, что он сможет грызть и откусывать - это может быть яблоко, груша или другой нетвердый фрукт без кожуры, а также сухарик или баранка. Кроме получения дополнительных витаминов ребенок будет развивать жевательный рефлекс и массировать десны, которые доставляют ему неудобства в период прорезывания других зубов.

Для каждого возраста новорожденного характерны свои особенности развития и новые навыки и умения, причем у каждого малыша они проявляются по-своему, и незначительное отклонение от общепринятых норм считается нормальным явлением. Для 10 месяцев характерны быстрое развитие двигательного аппарата и разговорного навыка, а также яркое проявление таких черт характера, как упрямство, самостоятельность.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

Ускорение роста и набор веса малыша к 10 месяцу несколько уменьшается, пропорции тела уже полностью сформированы, а прибавление дополнительных см и кг происходит пропорционально, так что вы особо не замечаете никаких внешних изменений.

Средний рост десятимесячного крохи составляет 70-80 см, при весе от 7 до 11 кг. Данные показатели зависят от начального роста и веса при рождении, немалое влияние оказывают также параметры родителей, т. е. если мама и папа низкие и худые, не стоит ожидать, что малыш будет великаном, и наоборот.

В 10 месяцев практически завершается формирование двигательного аппарата – кроха уверенно сидит, способен самостоятельно подниматься из лежачего положения на ножки, сам усаживается и сидит довольно продолжительное время. В этот момент важно следить за осанкой ребенка, если вы научите его держать спинку прямо уже сейчас, в будущем, скорее всего, проблема сколиоза и остеохондроза его не побеспокоит.

Для многих деток 10 месяцев – это переломный момент, в это время они могут сделать свои первые самостоятельные шаги. Уже несколько месяцев, как ребенок передвигается вдоль опоры или за руку, но мало кто раньше 10 месяцев хочет ходить без посторонней помощи. Родители могут стимулировать малыша к проявлению самостоятельности, однако слишком усердствовать не стоит, поскольку можно вообще отбить охоту ходить и процесс затянется надолго. Если же кроха уже начинает ходить, стоит обеспечить его удобной обувью, чтобы защитить маленькие ножки от холода и мелких предметов.

В 10 месяцев меняется режим сна и питания – теперь кроха будет спать днем всего один раз, поэтому готовиться к ночному отдыху следует несколько ранее обычного, просыпаться утром детки также начинают раньше. Придерживаясь такого режима с 10 месяцев, вам будет несложно приучить свое чадо к режиму детского сада.

Что касается грудных кормлений, то можно постепенно , оставив только завтрак и кормление перед сном. Это позволит перевести ребенка на взрослую еду без лишних капризов, этому будет способствовать также разнообразие детского меню, поскольку в данном возрасте ребенку уже можно предложить мясные изыски, рыбку и любые виды фруктов и овощей.


Психологические изменения, характерные для 10 месяца жизни

Ближе к году ребенок активно начинает разговаривать, некоторые уже произносят целые словосочетания, а может, и полные слова, а иные крошки лепечут по-своему, однако в любом случае малыш стремится активно общаться. Задачей взрослых в это время считается помочь ребенку разговориться, для этого старайтесь чаще вовлекать его в диалог, задавайте вопросы, много читайте и рассказывайте, посещайте людные места и обязательно способствуйте контакту малыша с другими детками.

В 10 месяцев проявляется полезный навык – умение сжимать и разжимать пальчики по собственной инициативе. Развитие мелкой моторики еще не завершено, однако теперь кроха может брать и отдавать предметы, игрушки, способен цепко хвататься за опору, что поможет удержаться в устойчивом положении. Хватательный рефлекс проявился у ребенка еще на первых месяцах жизни, однако отобрать то, что зафиксировано в маленьких пальчиках, раньше было непросто, теперь малыш сам отдаст вам все, что вы попросите. Этот факт поможет также научить кроху важным словам: «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

Четвертый триместр первого года считается началом самостоятельной деятельности малыша, поскольку в это время кроха интересуется всеми новыми вещами и явлениями. Детки, начавшие ходить, пытаются залезать на возвышения и преодолевать преграды в виде подушек, стульев и крупных игрушек. Особо важным считается обеспечить «безопасную квартиру», т.е. оградить ребенка от возможных травм, укрепив выдвижные ящики, изолировав электрические шнуры и спрятав иные опасные предметы.


Чем заниматься с ребенком в 10 месяцев?

Для возраста 10 месяцев подходят практически все виды занятий, как активные, так и спокойные развивающие. Если вы хотите освободить некоторое время для занятий собственными делами, попробуйте увлечь ребенка одной из полезных забав:

  • рисование – подойдут пальчиковые краски; приобретите для крохи детский столик, он пригодится и для иных занятий, к примеру, создания аппликаций и пр.;
  • мультфильмы – выбирайте развивающие ролики, они помогут малышу научиться разговаривать, покажут новые места и ответят на многие детские вопросы;
  • движущиеся игрушки – машинки, которые катаются на веревочке, заводные куклы и всевозможные наборы – железная дорога, автотрек, гараж и пр. – обязательно заинтересуют и мальчиков, и девочек;
  • музыкальные предметы – подойдут детский телефон, плакаты и музыкальные инструменты, нажимая на кнопочки, малыш будет слушать песенки, учить буквы и узнавать, какие звуки издают животные;
  • яркие книжки – модели из картона вполне подходят для этого возраста, яркие картинки завлекут ребенка, а плотность бумаги не позволит разорвать их;
  • мягкие кубики и иные детали конструктора также пригодятся в 10 месяцев, ребенок сможет строить различные комбинации и научится различать формы и структуру разных предметов.

Любое из этих занятий освободит вам 15-20 минут свободного времени, а регулярное применение таких 20- минуток постепенно приучит кроху играться некоторое время самостоятельно.

К десятому месяцу замедляются темпы роста и прибавки веса. За последнее время ребенок может вообще не вырасти и не прибавить массу. Это нормально, сейчас он тратит много энергии на исследование окружающего мира и формирование новых навыков.

Младенец уже может уверенно сидеть и самостоятельно садиться. Умеет вставать у опоры, ходить вдоль нее и даже отпускать руку и стоять несколько секунд. Многие дети в 10-11 месяцев начинают делать свои , но не переживайте, если ваш малыш не совершает таких попыток. Многие учатся ходить только на втором году жизни. Большинство здоровых малышей начинают самостоятельно ходить к возрасту 15 месяцев.

Ребенок умеет захватывать мелкие предметы, пытается взять еду из вашей тарелки. Поддерживайте его самостоятельность, но следите, чтобы игра и еда были безопасными. Сейчас начинает формироваться мелкая моторика. Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Сон ребенка в 10 месяцев может быт беспокойным и прерывистым. Некоторые дети кричат и плачут во сне, но быстро успокаиваются, как только мама входит в комнату или просто берет их на руки. Это происходит из-за страха разлуки. Это нормальная стадия развития психики ребенка.

Психология

Ребенок начинает понимать словесные инструкции: «дай», «на», «принеси», «нет» или «нельзя». Старайтесь выставлять разумные и редкие запреты. Частые запреты не будут иметь цены и веса для него. Малыш начинает формировать причинно-следственные связи. Сейчас он уже может координировать движение и мысль. То есть часто его движения являются целенаправленными.

У некоторых детей уже начинает формироваться предпочтение руки, другие же, напротив, действуют обеими руками и предпочтение руки у них формируется чуть позже. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, ни в коем случае не переучивайте его действовать правой рукой. Вероятнее всего, .

Навыки и умения

♦ Умеет сам садиться и сидеть продолжительное время.

♦ Может самостоятельно вставать у опоры или даже передвигаться вдоль нее.

♦ Задействует игрушки по назначению: катает машинку, толкает мячик, складывает кубики в ведерко, прикладывает к уху игрушечный телефон.

♦ Формируется «Пинцетный захват», то есть захват двумя пальцами (большим и указательным).

♦ Целенаправленно действует обеими руками.

♦ Реагирует на простые словесные инструкции: «Дай», «На».

Установленные ритуалы сна поддерживайте и сейчас: купание, легкий массаж, песенка или сказка – все это подготовит малыша ко сну и облегчит его засыпание. Если ребенок просыпается ночью, легкое похлопывание по спинке и тихий шепот, что мама рядом успокоят его и он будет спать дальше .

Как играть

Продолжайте активно играть в игры с предметами. Например, катать машинки любят одинаково мальчики и девочки. Всевозможные сортеры помогут научиться координировать движения рук с поставленной задачей и помогут в изучении геометрических форм. Начните пока с круга.

Помните, что похвала, при правильном действии, закрепит успех достижения цели . Ребенок с охотой будет учиться новому, если будет видеть искреннюю радость от свершения.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже очень хорошо видит мелкие предметы. Так, например, вы можете заметить, как старательно малыш пытается поднять с ковра мелкую соринку или, например, пытается ухватить мелкую деталь на игрушке . Он долго может рассматривать картинки в книге, которую вы читаете, особенно если эта книга ему знакома.

У ребенка есть большая гамма эмоций от радости до гнева, и в последующем будет только увеличиваться количество оттенков эмоций.

Как развивается речь

Ребенок может употреблять несколько слов, но в большинстве случаев пока остается . Если к 1 году у малыша есть хотя бы 1 полноценное слово (мама, папа, надо) и оно обозначает конкретный предмет или действие, значит, с развитием вашего ребенка все в порядке и нет причин беспокоиться .

Как воспитывать

В 10 месяцев познакомьте ребенка со словом «нет» или « ». Начинайте выстраивать границы дозволенного. Не переусердствуйте с запретами, иначе он не будет их воспринимать. Если предмет трогать нельзя (например, вазу), то постарайтесь убрать его подальше, чтоб малыш не мог дотянуться.

Если ребенок не делает ничего опасного, то нет смысла в тотальных запретах. Ничего страшного не случится, если он пожует бумагу или оближет ножку стола. Так он познает мир и в частности понимает, что есть предметы твердые, а есть не очень – это один из способов получения опыта.

Помните, что запреты должны быть постоянными и последовательными. Если что-то делать нельзя, то нельзя и завтра, и через неделю, и даже если основательно поплакать, решения это не поменяет. Так малышу будет проще привыкнуть к границам дозволенного.

Оставьте попытки приучения к горшку на более позднее время. На сегодняшний день не рекомендуется раннее приучение к горшку. Ребенок еще не способен отождествлять дискомфорт с тем, что он хочет в туалет, он еще не может показывать это.

Как правило, дискомфорт от необходимости справления естественной нужды возникает у малыша за несколько секунд до того, как он это делает. Все больше детей страдает психологическими запорами , которые формируются в ответ на раннее приучение к горшку.

Это происходит из-за того что ребенок еще не может показать, что хочет на горшок и делает все в штаны, а родители негативно реагируют на этот факт. Таким образом, формируется психологическая боязнь горшка. Вернитесь к приучению к горшку во второй половине второго года или даже когда ребенку исполнится три. А пока просто познакомьте ребенка с его горшком, что он есть такой красивый, можете поставить его в туалет.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Главное достижение месяца - ползание на четвереньках. Окружающий мир становится теперь более доступным. У ребенка совершенствуется крупная и мелкая моторика, развивается мыслительная деятельность, речь приобретает коммуникативную функцию.

В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие - танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком. Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр - пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит. Самая совершенная обучающая программа - окружающий мир, а лучший методист на свете - мама.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?


В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии. Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Особенности психоэмоционального развития

Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.

  • Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
  • Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
  • Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
  • Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
  • Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.

Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.

Речевые навыки малыша в 10 месяцев

Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?

  • Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
  • Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
  • Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.

Лепет - повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.

Распечатать

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.