Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Подростковый возраст: трудности взросления. Взросление подростков

Подросток: как пережить взросление?

Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось на одни пятерки — или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако не все понимают, что эффективность обучения зависит не только от пожеланий мам и пап, но и от возможностей ребенка. Объективной помехой на дороге к знаниям может стать бурная перестройка всего подростка, называемая "переходный период". Как его пережить с наименьшими потерями?

Подростки взрослеют незаметно

Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: "Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?". В действительности же ребенок может плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными перестроениями его организма.

Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.

Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной задачей.

В период пубертата происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом, а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.

Отсюда и нескладность

Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный период в два раза, при этом происходят значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая дистония.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит как бы "взрыв" деятельности гипотоламо-гипофизарной и эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон роста — один из основных гормонов гипофиза — стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и закрепление трудовых и жизненных навыков.

Да и нервы теряют устойчивость

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, "управляется" гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов.

Но и это еще не все. Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Наш мозг развивается неравномерно — есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности — в зависимости от развития тех или иных отделов головного мозга.

Конкретное мышление сменяется логическим

У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы закономерность должна быть обратная — с возрастом должен быть все нарастающий прогресс.

В психологическом плане появляется стремление стать более самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные стадии своего развития — наиграться всласть, подраться со сверстниками в . Повсеместно распространенные школы раннего развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, — это просто конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 — 16 годам с созреванием лобных долей.

Назначение лобных долей — контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя — то есть нести ответственность за свои поступки. Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера.

Познать свое место в мире

Подросток хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически. Любое "асоциальное", с точки зрения взрослых, поведение сам тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.

Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретают личностный смысл и ценность.

Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.

Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т. д. К ним пытаются применять меры общественного или административного воздействия, в то время как нужно просто на новом уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать "трудным" из-за неправильного воспитания, улучшение его физического состояния не приведет к его автоматическому исправлению.

Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка — не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения.

Психологи советуют:

— Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, травяных чаев, ванн с хвоей и солью.

— Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша любовь, и несмотря ни на что, вы для него — самый большой авторитет.

— Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная учеба — это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не оценивается в пятерках.

Комментарий эксперта

Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор медицинских наук, профессор:

Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы. При этом естественные физиологические изменения накладываются на повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий конфликт интересов.

Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь идет о старшекласснике.

Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков — никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в ответ поднимается давление.

В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. Есть такой показатель — отношение количества прочитанных знаков к ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с первого по четвертый классы, затем — в пятом-седьмом классах — происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими изменениями в этом возрасте.

Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит намного легче, они позже "включаются" в учение.

Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое муштрование не может повлиять на это. при воспитании подростков нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, присущие этому возрасту.

Кириллов Вадим

Не забудьте включить сайт в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во

«Грубит, огрызается, не слушается, вызывающе одевается» – типичные огорчения родителей в период взросления их детей. Как найти общий язык с подростком и не скатиться к банальному заигрыванию и попустительству? Где та золотая середина, которая позволит дитятке повзрослеть и не сожжет у родителей тонны нервных клеток.

Очень хорошо, если семья полная и родители живут в ладу. То есть, способны обсудить и выработать линию поведения. Обговорить грамотную реакцию на немыслимые выкрутасы и закидоны.

Но действительность такова, что неполные семьи – это печальная реальность современности. Папа отдельно, мама с ребенком отдельно. И между родителями нечасто царит согласие. Рассчитывать на помощь отца одинокой матери не приходится. А тут переходный возраст и катастрофическая невозможность держать ситуацию под контролем.

Безумно трудно одинокой маме не потерять связи и понимания с ребенком подростком в период его взросления. Вчера еще был понятным маленьким человечком, трогательно заботящемся о маме. И вдруг непонятные взрывы протеста и агрессия на ровном месте.

У мамы быт и работа (зачастую, не одна) и страстное желание банально выспаться. Про отпуск только мечтается. Потребности семьи возрастают и все труднее становится прокормить, обеспечить всем необходимым или вожделенным «ребеночка». Да и учить любимое чадо необходимо качественно, а значит — платно.

А оно, это самое, «любимое чадушко», отказывается понимать, что мать надрывается ради него. Сама она могла бы обойтись меньшими расходами, без дополнительых заработков.

Уставшая, вечно чем-то озабоченная, мама вызывает протест в подростке. В нем бушуют гармональные вулканы, а мать тут лезет в личное пространство со своими поучениями, ограничениями, требованиями, советами. Он не слышит, и не хочет слышать ничего, что исходит от родителей.

«Предки вообще из прошлого века, что они могут знать и понимать!»
Он ни в коем случае не хочет жить так, как они. Он будет жить иначе: свободно, широко, вольно.

Вопрос «на что» – его еще не заботит. Главное, скорее стать свободным. От чего? От опеки, запретов, учебы и, вообще, от всех обязанностей.

Замечено, что в семье, где родителей с детьми связывают общие интересы, нет войн подросткового периода. Все проходит спокойней и глаже.

Маме с мальчиком-подростком сложнее пересечься в каких-то областях деятельности, чем папе с девочкой-девушкой. Но это возможно, при желании. И лучше начинать задумываться об этом не тогда, когда гром грянул и «войнушка» разгорелась, а значительно раньше.

Общие интересы могут быть обширными: от интернет проектов до членства в конном клубе. Или мама автомобилистка со стажем и ее водительский авторитет общепризнан. Тогда сыновья-подростки естественным образом принимают маму в качестве партнера или единомышленника.

В любом случае, удалось или нет обзавестись общими интересами, родителям нужно уяснить следующее:

Это очень хорошо, что ребенок стремиться стать самостоятельным. Вы вырастили не амебу безвольную, а личность, которая сумеет добиться в жизни успеха и стать вам опорой.

Снимите мелочную опеку. Обговорите правила и границы совместного проживания и поведения. Не нужно разделять баррикадами комнаты, но исключить родительское вторжение на личную территорию, будь то комната или рабочий стол с компьютером – необходимо.

Ловите каждый момент, когда ваш ребенок готов с вами говорить. Больше слушайте – меньше говорите.
Никогда не произносите фраз вроде «вот я в твои годы». Подросток захлопнется в своей раковине и совместных бесед может больше не быть.

Подростковый максимализм, переходный возраст, гормональный взрыв – поверьте, все это уже когда-то было в каждой семье. В большей или меньшей степени. Хоть вам и кажется, что кошмарней ситуации никогда еще не было и вы уникальны.

Поучитесь на чужих примерах. Кто-то преодолел этот период тяжело и последствия сказались на дальнейшей судьбе подростка и родительской тоже. Постарайтесь не повторить ошибок – на расстоянии и по прошествии времени они очевидны. Кто-то напротив, сумел сблизится и подружиться с ребенком в этот непростой для него период. Возможно, и вы сможете воспользоваться положительным опытом.

Переходный период подросткового возраста не обязательно должен стать кошмаром родителей. Возможно вам повезет и вы не заметите глобальных изменений поведения. Так, к слову, бывает в больших семьях и семьях, сплоченным одним общим делом.

Некогда и не перед кем «выкаблучиваться» — делом заниматься надо. И подросток это понимает, несмотря на гормональные и психологический проблемы взросления.

Материалы по теме:

Как воспитать девочку лидером

Девочки чаще, чем мальчики рождаются с явной искрой лидерства. Такие девочки активны и веселы, что видно уже в младших группах детского сада или при общении...

Практические советы подростку: как быстро заучить материал

Период подготовки к экзаменам настолько уплотнен, что ставит в тупик даже тех, кто добросовестно занимался и не допускал пробелов в изучении предмета. Как подростку быстрее...

ФОТО Getty Images

Подросткам не хватает самоконтроля

Исследования показывают, что во многих «нейтральных» ситуациях подросток может контролировать себя не хуже взрослого человека. Однако когда речь идет об эмоционально заряженных ситуациях, начинаются проблемы. Предполагается, что излишняя активность областей мозга, отвечающих за интерес к новому и поиск удовольствий, в этом возрасте еще недостаточно уравновешивается активностью префронтальной коры мозга, которая должна обеспечивать самоконтроль, но зачастую еще недостаточно развита. Впрочем, исследователи полагают, что повышенный интерес к новому в переходном возрасте может иметь и свои плюсы - помогая «найти себя» и обрести независимость от семьи 1 .

Подростки склонны к риску

Хотя подростки отличаются от маленьких детей силой, здоровьем и большей зрелостью, они погибают почти вдвое чаще. Американские исследователи провели эксперимент, в котором участвовали 65 добровольцев в возрасте от 12 до 50 лет. Испытуемым предлагался выбор: они могли гарантированно получить небольшую сумму денег или же рискнуть и получить шанс выиграть больше, но в случае проигрыша не получить вообще ничего. Интересно, что подростки зачастую были даже более осторожны, чем взрослые, - но только, когда степень риска была точно известна. Когда шансы выигрыша и проигрыша были совершенно неизвестны, подростки охотно шли на риск. Похоже, что причины этого опять же кроются в недоразвитой префронтальной коре, повышенном интересе ко всему новому и отсутствии страха перед неизвестным. Ученые отмечают, что информирование подростков о конкретных рисках тех или иных опасных видов деятельности может помочь предотвратить множество несчастных случаев 2 .

Подростки хронически недосыпают

Специалисты считают, что у молодых людей в подростковом возрасте повышена потребность во сне - им требуется 8-10 часов отдыха, тогда как большинству взрослых хватает 7-9 часов. К тому же, у подростков обычно смещены циркадные ритмы, регулирующие циклы сна и бодрствования, - для них более естественно позже ложиться и позже вставать, что не согласуется с ранним началом занятий в школах (хотя в свете этих исследований некоторые школы в США и других странах перенесли первые уроки на более позднее время). Из-за этого многие молодые люди постоянно ходят невыспавшимися 3 .

Подросткам трудно распознавать чужие эмоции

Как показывают исследования, из-за все той же недоразвитой префронтальной коры, мозг подростков чаще задействует лимбическую систему для распознавания эмоций других людей 4 .

В одном эксперименте людям разного возраста показывали фотографию человека и просили определить, какие эмоции выражает его лицо. Все взрослые правильно определили, что лицо человека выражало страх, но примерно половина подростков ошиблась. Лимбическая система хуже справляется с распознаванием эмоций, чем префронтальная кора. Она также может вызывать сильные эмоциональные реакции, так что подростки зачастую не только неправильно понимают, какие эмоции испытывает другой человек, но и излишне бурно на них реагируют.

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

5.3. Особенности развития и взросления подростка

Проблема развития психики традиционно соотносится с вопросом о периодизации развития (стадии, этапы, возраст, критические и сензитивные периоды и др.) (Балтес, 1994; Марютина, 1981; Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков, 1991; Слободчиков, Цукерман, 1996; Эльконин, 1971) и с проблемой детерминации развития (Александров, 2003; Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988; Асеев, 1978; Баттерворт, Харрис, 2000; Давыдов, 1998; Завалишина, Барабанщиков, 1999; Равич-Щербо, Марютина, 1996; Сергиенко, 1990, 1992; Холодная, 1993а; Швырков, 1990). Можно сказать, что подход к периодизации развития определяется тем, каково отношение автора к детерминации развития. Крайние точки зрения – био– или социодетерминация практически исчерпали себя. Современные подходы основаны на взаимном влиянии этих факторов. Более правомерным можно считать подход, который учитывает системную детерминацию психического развития, при которой «преспециализация» нейронов определяет последовательность стадий индивидуального развития на протяжении жизни и реализуется при создании определенных условий жизни. В данном случае «индивидуальное развитие может быть представлено как последовательность системногенезов и «актуализация» генома, связанная с системогенезами» (Александров, 2003, с. 71).

Кроме того, исследователей перестала удовлетворять формула, в соответствии с которой включение субъекта в учебную, профессиональную и другие виды деятельности определяет уровень развития личности, строго детерминирует его. «Любая общественная детерминация включает наряду с жестким ядром предписаний, также и нежесткую детерминацию, апеллирующую к свободному выбору личностью способа и формы своего развития, к ее собственной активности, направленной на повышение высоты организации включающих ее систем» (Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988, с. 33). По мнению М. А. Холодной, для раскрытия механизмов интеллектуальной одаренности, например, следует учитывать не столько особенности и характеристики деятельности, «сколько особенности психологической организации субъекта деятельности», поскольку те или иные «параметры деятельности производны по отношению к психологическим ресурсам личности» (Холодная, 1993, с. 33). Не интуитивное озарение и исходные данные, а «опыт саморазвития личности», индивидуальный познавательный опыт субъекта имеет отношение к интеллектуальной одаренности.

Теоретические и эмпирические исследования показывают, что деятельность, например, обучение, может не только способствовать психическому развитию («педагогика сотрудничества»), но и замедлять его («педагогика противодействия») путем наложения запретов, санкций, противодействия интересам и т. д. (Поддъяков, 1999). Предметная деятельность, которую часто рассматривают в качестве «универсального способа или средства формирования психических процессов и свойств… не всегда служит делу развития личностных особенностей» (Селиванов, 1995, с. 4), особенно в тех случаях, когда игнорируется «сознательность учения» или любой другой деятельности (Поддъяков, 2003; Митина, 1997).

Именно «развитие» обычно соотносят с понятием периодов, стадий, строго следующих друг за другом, поставленных в соответствие с предметной деятельностью (учением, профессиональной деятельностью и др.). «Функционирование» определяет и обозначает варианты развития, типы личностного роста, а «взросление» рассматривается через переменную «задачи развития», которые обеспечивают относительную автономию человека от жесткой детерминации требований среды и подготавливают варианты жизни, т. е. многообразие ее функционирования.

Подростковый возраст отличается своими особенностями развития . Обсуждая проблему развития подростка, обычно анализируют совокупность достижений или новообразований этого возраста (Ремшмидт, 1994; Реан, 2002; Крайг, 2004; Крэйн, 2002; Поливанова, 1996) и особенности включения подростка в ведущую деятельность – обучение (Божович, 1968; Давыдов, 1996; Митина, 1997; Залесский, 1998; Поддъяков, 2003; Круглова, 1994; Боцманова, 2004). В концепции Д. И. Фельдштейна объективное место, занимаемое человеком в системе общественных отношений, и внутренняя субъективная позиция подростка по отношению к разным сферам социальной действительности позволяют сформировать у него «устойчивую жизненную позицию». Автор рассматривает отдельные стадии развития (10–11 лет, 12–13 лет и 14–15 лет), отмечая, что у подростка сильно выражено «стремление утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей» (Фельдштейн, 1988, с. 34). Учитывая позицию Д. Б. Эльконина, в соответствии с которой ведущей деятельностью подростка является учебно-профессиональная деятельность, Д. И. Фельдштейн показывает, что личность подростка развивается в системе обширной, многоплановой деятельности.

Особенности взросления подростка определяются решением задач, которые обеспечивают дальнейшее функционирование личности, свободу ее выбора и относительную автономию от жестких требований среды. В гносеологическом плане развитие, функционирование и взросление можно разделить следующим образом: развитие связано с обретением новообразований в определенные периоды жизни, взросление происходит на основе достижений развития, позволяя принять их, используя для расширения опыта, функционирование осуществляется на основе развития и взросления и не имеет жесткой привязанности к ведущей деятельности и стадиям развития. Взросление подростка связано с решением ряда задач, или достижением ряда целей. Говоря о задачах, мы учитываем, что они решаются в составе определенной деятельности, но вследствие того, что делаем акцент не на развитии, а на взрослении, не рассматриваем ее.

Задачи возникают в связи с появлением рассогласований между объективными требованиями и субъективными опытом. По мнению О. К. Тихомирова «сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача» (Тихомиров, 1984, с. 30). Наличие объективного рассогласования не всегда является единственным фактором возникновения проблемной ситуации для субъекта; она переживается субъектом как проблемная вследствие осознания противоречий между объективными требованиями и субъективным опытом личности (Завалишина, 1995). Задача, цель трактуется как системообразующий фактор (Александров, 1995), реализующий собственную активность организма, индивида, личности.

Взросление подростка осуществляется через решение ряда важных задач: формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей, установление новых отношений со сверстниками, завоевание эмоциональной независимости от родителей (Ремшмидт, 1994; Реан, 2002; Havighurst, 1957; Petersen, 1988, и др.).

Давно стали привычными слова о том, что подростковый возраст – это период кардинального изменения устойчивых стереотипных реакций (Соколова, 1989; Тайсон, Тайсон, 1998; Ge, Lorenz et al., 1994; Larson, Ham, 1993), когда появляется «необходимость пересмотреть свои ценности, нормы и способы поведения» (Цизе, 1998, с. 363). Подобные изменения в психике и поведении подростка вызваны многими факторами, в частности, гормональными и соматическими сдвигами, следствием которых являются реконструкции в представлениях подростка о себе, в оценках окружающими его поступков и действий. У девочки эти изменения соотносятся с началом менструации (менархе) и появлением других признаков полового созревания, которые в целостности должны быть осознаны и интегрированы в Я-концепцию. Реконструированный образ Я способствует изменению самооценки девочки и отношения к ней со стороны окружающих. Подобным же образом у мальчиков физические, телесные изменения усиливают его стремление занять лидирующие позиции в группе, которые, в свою очередь, изменяют «его опыт в области социальных достижений, образ тела и Я-концепцию» (Larson, Ham, 1993, с. 133).

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Глава 1 Анатомо–физиологические особенности организма

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка Развитие костно–мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

Индивидуально–типологические особенности организма подростка Рассмотрим индивидуальные и типологические, т. е. наиболее общие для этой возрастной группы, анатомо–физиологические особенности подростка. Это важно потому, что взрослые могут соотнести свои наблюдения

Из книги Игра и Реальность автора Винникотт Дональд Вудс

Глава 2 Структура и особенности личности подростка Основные противоречия как источник развития личности подростка Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Основные противоречия как источник развития личности подростка Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов,

Из книги Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие автора Фиофанова Ольга Александровна

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания.

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 5 Формы трудностей взросления подростка

Из книги автора

46. Движущие силы развития личности подростка Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания. Совершается переход от детства к взрослости, происходит серьезная перестройка психики, изменение условий жизни и деятельности. Психология

Из книги автора

47. Этапы психологического развития личности подростка В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, сопровождающаяся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое

Из книги автора

3. Психологические особенности наркоманов периода взросления Анализ патогенеза при злоупотреблении психоактивными веществами показывает, что начало систематического употребления наркотических веществ становится мощным фактором стремительных изменений в жизни

Из книги автора

11. Современные концепции развития подростка и их значение в области высшего образования Предварительные наблюденияМой подход к этой очень широкой теме, те замечания, которые я могу сделать, исходят из моей психотерапевтической установки. Будучи психотерапевтом, я

Из книги автора

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги автора

Из книги автора

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги автора

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью

Ваше чадо подрастает и однажды начинает обижаться, если вы не осмотрительно назвали его ребенком. Это означает, что настало время, когда он безжалостно и отважно готов расстаться с детством. Не мешайте подростку взрослеть - лучше помогите, учитывая некоторые очень важные особенности подросткового возраста...

Особенности подросткового возраста - это не только вызывающее поведение и первые прыщи на лице. В период взросления ребенок вынужден переживать колоссальные "перегрузки", особенно психологические, и именно родители должны помочь ему пройти это испытание "без потерь" ...

Кто они - подростки?

Отечественные психологи считают подростками детей от 11 до 15 лет. Ваш уже дорос? Еще вчерашний малыш, который просил, а может быть требовал внимания и постоянного участия, становится в общении с вами замкнутым, немногословным, иногда даже позволяет себе «плохие словечки». У него уже есть от вас секреты, и не исключено, что действительно очень важные, которые могут отразиться на всей последующей жизни - и его и вашей, между прочим.

В качестве самовыражения он культивирует внешние символы - яркие пряди в волосах, «странную» одежду, возможно даже украшения-символику или татуировки, да и мало ли чего ещё. Возможно, и учиться стал хуже.

Переходный возраст - это период больших волнений для родителей. Через них рано или поздно проходят почти все семьи. Так что не отчаивайтесь - вы не одиноки, а значит, из любой ситуации можно найти подходящий выход.

Ваш ребенок «переходит» от детства к взрослости. Что ж, любое время перемен тревожно и неоднозначно. Однозначно только одно - он по-прежнему, а может даже ещё больше, нуждается в вашей любви и понимании.

В подростковом возрасте (особенно в 14-15 лет) дети становятся особенно скрытными и отстраненными. Не пугайтесь этого! И ни в коем случае не вините ребенка в холодности, равнодушии и предательстве. Просто позвольте подростку адаптироваться к новым для него особенностям "взрослого" мира, но при этом не давайте ему забывать - что вы всегда готовы поддержать его, и что любите его не меньше прежнего...

Особенности подросткового возраста, о которых стоит знать

Особенность первая. В раннем подростковом возрасте (11-13 лет) творческое и логическое мышление еще «новобранцы» в психической деятельности. А в школьной программе увеличивается процент заданий логического характера, требующих творческого подхода, - сочинения, рефераты, доклады, выступления и т.п. Прежде чем написать, скажем, доклад, нужно обдумать его структуру и найти нужную информацию. Подростку довольно трудно с этим справиться, у него еще недостаточно развита способность к предварительному планированию. И зачастую доведенный до отчаяния родитель, проявляя вышеописанные умения, пишет сам за своего ребенка сочинение.

Если вы видите, что ребенку легче увильнуть, чем справиться с подобным заданием, не пожалейте времени и просто помогите ребенку составить план, а также найти источники информации - учебники, словари, энциклопедии, статьи в интернете. Тогда ему будет гораздо легче справиться с задачей, а заодно и проснется интерес.

Особенность вторая. У вашего подростка активно развивается, и, соответственно, изменяется мотивация поступков и поведения в целом. Раньше было достаточно просьбы «порадуй маму» или безапелляционного «так нужно», чтобы ребенок безропотно посещал музыкальную школу, а теперь он в открытую отказывается «бренчать» или просто начинает пропускать занятия. Та же ситуация может возникнуть и по отношению к учебным предметам.

Только тогда, когда ваш ребенок начнет осознавать значимость того или иного занятия для себя лично, оно перестанет быть для него обременительным. Однако именно ее - значимость - подросток не всегда сможет оценить самостоятельно. Что поделаешь, его жизненный опыт еще крайне невелик! Ваша задача - изложить с долей изобретательности и фантазии перспективы, которые, вполне вероятно, станут достаточным аргументом для продолжения той или иной деятельности ребенка.

Например, красочно объясните, что умение играть на гитаре позволит ему без труда освоиться в любой компании, а навыки рисования поразят воображение подросткового сообщества какими-нибудь необыкновенными граффити...

Особенность третья. Часто раздражающий взрослых особенностью подросткового возраста является нестойкость интересов ребенка. Родители порой не успевают отследить, как часто их чадо меняет увлечения. Еще на прошлой неделе играл на гитаре, вчера просил деньги на покупку роликов, а сегодня желает изучать немецкий - пожалуйте сюда преподавателя. Ничего страшного - чем больше он попробует, тем легче будет правильный выбор в будущем. Каждый раз, когда выбранное дело плохо получается, большинство подростков легко и незатейливо меняют сферу интересов. Им-то что до того, что вы преподавателю немецкого за полгода вперед заплатили…

Так что будьте осмотрительны. Помогите своему «легкомысленному» чаду выбрать занятие, которое ему было бы по силам. Может, вам повезет, и вы избежите частой смены его дорогостоящих увлечений, а заодно у него выработается уверенность в своих возможностях. И в этом случае не забывайте об особенности второй - видимая перспектива труда даст подростку дополнительный стимул.

Особенность четвёртая. В этом возрасте формируется новый образ физического «Я». В геометрической прогрессии повышается интерес к своей внешности, остро переживаются все ее изъяны - чаще всего мнимые. Для подростка исключительно важна оценка его внешности окружающими, в особенности сверстниками и, конечно же, соответствие модным направлениям. Максимализм и увлеченность творческих поисков в преобразовании своего внешнего вида иногда приводят в ужас родителей и педагогов. Успокойтесь и станьте терпимее - подросток очень раним.

Именно в подростковом возрасте дети впервые (и пока, увы, чрезмерно) пристально изучают свою внешность. И зачастую они непростительно критичны к себе...

Недопустимы презрительные или насмешливые высказывания, тем более что большей частью они несправедливы. Неосторожное замечание взрослых или друзей о внешнем виде - и эти переживания надолго займут мысли и чувства ребенка. Тут уж не до учебы. И поэтому ваша помощь в выборе имиджа подростка окажется неоценимой, если вы вместе с ним полистаете модный журнал, озвучите достоинства его внешности и подумаете над тем, как их подчеркнуть. Как минимум, вы проведете это время нескучно.

Особенность пятая. Надеемся, что вас не очень травмирует желание ребенка больше общаться со сверстниками, чем с вами. В этом возрасте исключительно значима потребность в общении с себе подобными.

А еще вхождение во взрослую жизнь в подавляющем большинстве случаев сопровождается не раз воспетой поэтами первой любовью. Подростки не могут устоять под натиском новых чувств, желаний, ощущений, у них пока не отработаны культурные нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль.

Ваше понимание, тактичный совет, разговор по душам в новых и эмоционально сложных для подростка ситуациях просто неоценимы. Хорошо, если столь же понимающими окажутся школьные учителя, но на это сегодня особо рассчитывать не приходится. А если ваш «малыш» пригласил на день рождение целый класс, вы поможете и ему, и себе, а также спасете квартиру от погрома, если тактично поможете ему спланировать этот замечательный праздник и заранее обозначите границы дозволенного.

Особенность шестая. Подростку свойственна личностная не стабильность - он колеблется между слепым подчинением и бунтом против любого давления, между оптимизмом и пессимизмом. Ребенок осознает, что он - личность, человек, способный отвечать за свою жизнь и принимать ответственные решения, но быть по-настоящему ответственным он объективно еще не в состоянии. Поэтому контроль необходим, но не жесткий и директивный, иначе ребенок все сделает назло. Не давите, ибо он свою самостоятельность сублимирует непродуктивной борьбой против «предков».

Страх за свою «кровинушку» понятен - в мире действительно много опасностей. Но единственная действенная защита от них - научиться быть ответственным за свое поведение, видеть эти опасности и избегать их. Даже если ребенок совершит ошибку, у него появится собственный жизненный опыт. Это тот самый путь, по которому умнели и взрослели все, и вы тоже.

Ваш контроль - это постоянные доверительные отношения, участие в жизни подростка. Будьте готовы всегда выслушать ребенка. Предложите ему свой совет, но право воспользоваться им оставьте подростку. Ваши страстные попытки убедить чадо в неверности его решений не приведут к желаемому результату - оно увидит в этом лишь попытку навязать свое мнение и подчинить его волю. Но совсем нелишне будет сказать ребенку, что вы обеспокоены, волнуетесь за него и переживаете. И не забудьте тактично указать на те возможные последствия его поступка, которые вы видите.

Особенность седьмая. Сочетание внешней грубости и внутренней ранимости - это еще одна особенность подросткового возраста. Родители, обеспокоенные проблемами ребенка, проявляют к нему повышенное внимание с «отрицательным зарядом». Это может быть и осуждение, и критика его внешности, и просто высказывание вашего недовольства. Очень часто в ответ на наше чрезмерное беспокойство подросток замыкается и грубит, и это, между прочим, естественная защитная реакция.

Не заставляйте ваше взрослеющее чадо защищаться от вас, не забывайте похвалить, заметить все его удачи. Если он принял какое-то решение и оказался прав, необходимо оценить его упорство и самостоятельность по достоинству. Пожалуйста, не демонстрируйте свое на самом деле эфемерное взрослое превосходство, всегда сохраняйте дружественный и уважительный тон. Когда вы обеспокоены, расстроены, сердиты, то, скорее всего, ведете себя импульсивно. Заметьте - результат нулевой. Если вы выразите уверенность в том, что ваш ребенок сам все понимает и примет правильное решение, это будет самый верный ход. Не забудьте, однако, предложить совет.

Если подросток вам доверяет, то он обязательно возьмет себе на заметку ваш собственный план действий. Просто расскажите ему откровенно, как поступили бы вы в той или иной сложной ситуации, но обязательно дайте понять ребенку, что вы оставляете за ним право принять окончательное решение.

Особенность восьмая. Если мы с вами что-то делаем не так, нас наказывает жизнь. У ребенка же есть уникальный шанс - он может сам выбрать поощрение и наказание. Это такая очень взрослая игра. Когда дети осуществляют выбор поощрения и наказания, они лучше осознают последствия своего поведения, и это повышает их ответственность. Всегда лучше использовать поощрение, и важно, чтобы обещанная награда была получена. Какой она может быть? На самом деле, вы будете удивлены, но дети далеко не всегда стремятся получать только лишь материальные вознаграждения.

При анкетировании, проводившемся среди учеников 7-8 классов одной подмосковной школы, на вопрос « Наиболее желаемое поощрение» подростки в большинстве своем выбрали не шмотки и модные гаджеты, а добрые родительские слова в их адрес и … совсем детские желания - погладить по голове, обнять, похлопать по плечу. Для некоторых родителей это было откровением - такое желание ребенка, как собраться всей семьей вместе, устроить сладкое чаепитие или загородный пикник. А для вас это не откровение?

Мир подростка сложен, и нам, взрослым, бывает трудно в него проникнуть. Попробуйте оценить, насколько реальны ваши представления о собственном ребенке - вашем «колючем», таком любимом и невыносимом подростке. Проведите дома со своим чадом игру-анкетирование. Вопросы совсем простые, но они предполагают абсолютно честные и откровенные ответы без боязни порицания или осуждения с вашей стороны:

  • Что нравится во мне моим родителям?
  • Что не нравится во мне моим родителям?
  • Что мне хотелось бы изменить в отношениях с родителями?

А потом обязательно адресуйте такие же вопросы и самим себе: что нравится мне в моем ребенке, что не нравится, и что я хотел бы изменить в наших отношениях с ним? И сравните ответы. Поверьте, возможны самые неожиданные открытия, которые помогут вам стать ближе, понять друг друга, испытать новый «приступ любви», а это самое лучшее из всего, что только может себе пожелать родитель подростка...